В процессе дошкольного и
школьного образования одежда детей играет не меньшую роль, чем материально
техническое оснащение школ и организация питания в них.
Правовой основой требований, предъявляемых к детской одежде являются федеральные законы и другие правовые
акты, правила и санитарные нормы, принятые к обязательному исполнения.
Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к одежде и
обуви, способствует поддержанию
определенной температурной, влажностной
среды паро- и воздухопроницаемости, позволяет одежде
обеспечивать комфортные условия в помещении образовательного учреждения.
Результаты анализа
заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, причинно-следственных связей
между назначением предметов одежды и ее качественными показателями, с одной
стороны, и заболеваниями кожи и простудными заболеваниями (грипп, острые
респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны.
Указанные заболевания в структуре общей заболеваемости детей и
подростков занимают ведущее место.
Так, на долю болезней кожи и подкожной клетчатки среди детей
приходится около 7,0% от всех заболеваний, а в ряде регионов доля кожных заболеваний
превышает среднероссийский показатель на 8-12.
При этом, особое место среди заболеваний кожи занимают
контактные дерматиты, на долю которых приходится более 20%, и которые
обусловлены снижением функционального назначения одежды 1-го и 2-го слоев.
Несоответствие используемой детской одежды и обуви ее
функциональному назначению, снижение функционального назначения одежды 3-го
слоя и одежды 1-го и 2-го слоев, предназначенной для занятий физической
культурой, на фоне несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и
с учетом природно-климатических условий приводят к простудным заболеваниям. При
этом в эпидемический процесс гриппа и
ОРВИ в одинаковой степени вовлекаются дети всех возрастных групп.
Особое место в одежде детей отводится головным уборам.
Ношение детьми и подростками головного убора в помещении во
время учебных занятий и занятий физической культурой является причиной
различных заболеваний, влияет на сосуды головного мозга, может приводить
к увеличению напряженности мышц затылочной области головы и плечевого пояса,
что является причиной заболеваний шейного отдела позвоночника, а также может
снижать зрительную способность ребенка и приводить к негативному изменению угла
периферического зрения.
Совокупность требований к
функциональному назначению одежды детского ассортимента, качеству и
безопасности материалов формирует необходимость введения школьной формы.
Актуальность школьной формы обусловлена и особенностями роста и
развития детского организма в этот период. Дети различного возраста имеют
особенности организации движения (степень развития мышц, амплитуда движений и
др.), которые оказывают влияние на величины изменения размеров тела детей в
динамике. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике)
школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана
обеспечить динамический комфорт.
В ряде общеобразовательных учреждениях субъектов Российской
Федерации (г.Москва, Волгоградская, Саратовская, Ярославская, Пензенская,
Московская, Омская, Ленинградская области и других) имеется опыт введения
школьной формы принятием решения органами управления школы. Комфортная и
удобная школьная форма, сшитая из натуральных и безопасных материалов, является
залогом, прежде всего, сохранения здоровья учащихся, а также решения социальных
проблем, формирует позитивный настрой, психологически спокойное состояние и
активизирует желание учиться.
Информация предоставлена
специалистом территориального отдела Роспотребнадзора Семеновой Т.В.
|