Четверг, 02.05.2024, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Звериноголовские вести

Главная » 2014 » Декабрь » 21 » ДНЕВНИК ПОГИБШЕГО СОЛДАТА
19:42
ДНЕВНИК ПОГИБШЕГО СОЛДАТА

В повседневных заботах мы порой забываем о том трагическом времени, когда над всем человечеством нависла угроза фашистского порабощения, но наш народ, объединившись, не допустил распространение коричневой чумы. Годы Великой Отечественной войны свято хранятся в памяти людей. Эта память хранится и в стенах мемориального исторического музея " Дома детства и юношества" с. Звериноголовского. Родные погибших участников этой войны из поколения в поколения передают воспоминания об этом, но очень редко, когда в руки попадаются личные вещи героев Великой Отечественной: фотографии, письма, а ещё реже дневники. Летом 2012 г. в музей " Дома детства и юношества" был передан родственниками погибшего солдата уникальный экспонат - дневник ученика 9 класса Звериноголовской школы Евгения Лаврентьева. Краеведам посчастливилось положить начало изучению этого дневника. Изучение источников личного происхождения дает возможность представить исторические события совершенно в ином свете
Запись в дневнике велась с 20 октября 1940 г. по 1 февраля 1942 г. Имя Евгения Степановича Лаврентьева увековечено на страницах областной Книги Памяти. Евгений Лаврентьев родился 2 октября 1925 г. в селе Звериноголовское в большой семье У Степана Ефимовича и Аграпины Ивановны было пять дочерей и пятеро сыновей. И только двое из них участвовали в Великой Отечественной войне. Сын Александр, погиб в Великую Отечественную войну в 1941 году, самого младшего -Евгения на фронт призвали 10 января 1943 г. Погиб лейтенант Лаврентьев Евгений Степанович в феврале 1945 г. в Ленинградской области . Со слов одноклассницы Евгения Тельминовой Нины Александровны большая семья Лаврентьевых проживала на углу улиц Советской и Луначарского в с. Звериноголовское. Дом был высокий, с множеством окон, с сенями, прирубленными к дому, покрытый железом. Всегда был ухоженный, сейчас заброшен и печально "смотрит" выбитыми окнами, немногим, напоминая о его жильцах. Появление в музее дневника для многих односельчан стало темой для новых воспоминаний. Ценность дневника для потомков бесспорна, ведь он написан пятнадцатилетним мальчишкой во время начала той страшной войны, унёсшей миллионы жизней, в том числе и его. Автор сам даёт характеристику своему дневнику: "…20-го. исполнилась годовщина моего "настоящего" дневника. Дневник я начал вести давно, первый из ребят, кажется в четвёртом классе. Дневник тот был ничего, хороший, его похвалила даже кл. руководительница. В пятом классе я опять начал вести дневник. Но этот дневник настоящая дрянь. О деле там было всё кратко: поймал 4 чечётки и снегиря, купил сто грамм конфет, проиграл три копейки и т.д. Однажды его обнаружил, у меня роясь в сумке, завуч К.В. Максимов. Помню, прочитав его, он назвал "драмой" и "трагедией без названия", причём каждое его слово сопровождалось смехом класса. Придя домой, я изорвал в клоки первый и второй дневники и не вёл его до 20 октября 1940 г. Однако и теперешний дневник не похож на настоящие дневники. Вопервых я не пишу здесь того, что не подлежит разглашению, хотя никому почти и не даю его читать. Не пишу также разных щекотливых случаев со мной. Затем отсутствуют мои мысли. Мысли можно узнать по делам, когда буду перечитывать дневник".
Даже столь самокритичная характеристика автора своего дневника для нас потомков не умаляет его ценности в изучении истории . Для юных краеведов, несомненно, он станет источником достоверных сведений в поисковой работе. Например: для истории Звериноголовской школы интересны описания автора о школе: об учениках, учителях, о событиях, происходящих в 40 гг. прошлого столетия. Хозяин дневника посчитал необходимым оставить заполненную страницу из школьного дневника об учебных предметах и учителях. И мы сразу знакомимся с учителями 8 класса, в котором учился Евгений. Среди них будущие участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. Литературу преподавала- Анна Михайловна Косарева, географию - Константин Васильевич Максимов (погиб в ВОв), алгебру и геометрию Аркадий Иванович Иванов (участник ВОв), естествознание Андрей Васильевич Логвин, историю Клавдия Ивановна Пономарёва, немецкий язык Галина Петровна Мыларщикова, физику Василий Ефимович Олешко, Зоя Ивановна Сибагатуллина, химию Татьяна Владимировна Шадрина, Виктор Васильевич Гомзяков (участник ВОв), черчение Матвей Сергеевич Александров, Василий Ефимович Олешко, физкультуру вёл Зайков С. К этому списку добавим, фамилию вышеупомянутого Максимова К.В. (погиб в годы ВОв)
Осенью 1941 г. Евгений пошёл учиться в 9 класс. Несмотря на то, что автор сам характеризует содержание своего дневника, как не полное повествование происходящего вокруг, особенно критикуя себя за то, что пока не может в дневнике выразить свои личные отношения к событиям и их участникам, в конце все-таки признаёт изменения содержания дневника к лучшему. Для нас дневник пятнадцатилетнего подростка интересен по многим направлениям, но главное интересно, как жили подростки до войны и в годы Великой Отечественной войны. Строки автора о событиях начала Великой Отечественной войны скупы, но сколько душевных переживаний и тревог вложены в них. И если представить, что уже через два года автор дневника уйдёт на фронт, то возможно были у него сокровенные мысли о готовности защитить родину и свою маму. Он пишет: "…15 декабря. Слушал радио. Наши, кажется, начали наступление. Передают потери немцев, наши трофеи. Я никак не могу себе представить смерть. Вот, например: " наши захватили машину, убив при этом трёх немцев". Что думали эти немцы перед смертью? И защищались ли они, видя безысходность своего положения? Я никак не могу себе представить, как убивают живого, мыслящего, состоящего из мускулов и костей человека, и как он вдруг превращается в холодный труп. Наши взяли 800 автомашин. По- моему, это неизмеримо много. Если выстроить 10 автомашин - и то очень много, а тут 800! По - моему они займут площадь Зверинки. Что думают наши раненые бойцы, попавшие в плен к немцам? Наверное, мысленно прощаются с Родиной. А там у них мать-старушка, может быть жена, дети. Дети и жена-ничего, а вот мать… Мать самое родное"
Но вернёмся к трагической дате. Вот как описывает начало войны автор дневника: "… 1941 год 22 июня. Ездил в город и вернувшись домой, я получил пренеприятное известие: Германия напала на нас, несмотря на то, что у нас с ней договор о ненападении. Вот, подумал я, почему возле УралВО стоят часовые. Вскоре по радио передали речь Молотова. Мы настороженно слушали, выпроводив ребят из комнаты. Эту речь передавали потом ещё несколько раз. Потом по радио передавали военные песни и марши до вечера. Вечером я видел эшелоны с красноармейцами"(3). Евгений на протяжении нескольких месяцев подробно описывает трудовую деятельность школьников, которая тоже интересна исследователям тем, какая тяжесть легла на плечи подростков во время войны и как они выживали.
Из дневника Евгения: "7 июля. (1941 г.) Вчера было собрание, на котором нам сказали, что отныне мы должны ежедневно являться в школу в 8 часов, а затем все пойдём на прополку, или рубить дрова, или на сенокос. Сегодня ходили на прополку, ребят было только 10 человек. Пололи осот. Руки очень кололо, поэтому их завернули: кто носком, кто фуражкой. Один человек даже сбежал домой. В обед привозили пищу. Ходили полоть далеко: за 7 км к Березово. 20 августа. Узнал из достоверных и хорошо информированных источников о том, что 8-9-10 классы в сентябре учиться не будут, а будут работать в колхозе на уборке.
…13 сентября 1941 г. Я долго не писал в дневнике, потому что с 3 сентября был на работе в колхозе. Началось всё с того, что 31 августа состоялось собрание учащихся 7,8,9,10 классов. Здесь нам сообщили, что мы 25 дней сентября должны будем отработать в колхозе. И заработать по 25-30 трудодней. Через два дня вывесили списки, и я вместе с одноклассниками еду в колхоз " Сталинец" деревня Озерное(12 км)…
…7 ноября 1941 г., пятница. Вот в таких условиях приходится встречать праздник Революции. Кругом война. Москва и Ленинград осаждены. Наша тихая Зверинка полна эвакуированными. В 10 часов зашёл за Колькой и мы пошли с ним в школу. В школе никого не было. Мы долго ждали. Наконец, когда собралось много народу, нас выстроили и повели к площади. Потом провели по улицам. В школе завуч произнёс речь и нас распустили домой. Вечером должен был
быть вечер в школе, но не состоялся. Мы все пошли в клуб и смотрели там постановки. Раньше мы отдыхали бы три дня: 7,8,9, а теперь 9 даже будем учиться. …21 декабря 1941 г. Учиться мы будем только до 1-го апреля. С апреля будем работать в колхозах. Нас будут обучать работать на тракторах, машинах и комбайнах. Это обучение будет после уроков. Будет 8 уроков в день. Испытания (экзамены- А.К..) откладываются до лета. Каникул никаких не будет.
…18 января 1942 г. Смотрел в клубе кино про Отечественную войну. Сделалось грустно. Наверное, и мой брат Шура убит и не похоронен. Может и никто не знает, что он убит, не знает: где и кем он убит. Жалко женщин и стариков, убитых немцами ни за что. Не смотря на бодрый конец, грустно". Из Книги Памяти брат Евгения Александр погиб 28.07.41г.
В своём дневнике автор подробно описал тяжёлую работу, которая свалилась на плечи подростков, особенно, когда ушли на фронт трудоспособные колхозники-мужчины. Ребята вставали на работу до восхода солнца и работали до темна: скирдовали солому, ночью пахали на плугах, вязали рожь в снопы, грузили и перевозили на быках зерно. Вот как выражал Евгений, своё отношение к свалившемуся на его плечи тяжёлому крестьянскому труду, хотя он к нему был приучен с раннего детства: "…. 24 октября. Вот ведь каков человек! Когда я косил сено, это казалось мне чертовски трудно, уж лучше бы хоть что делать, только не косить. Когда жил в бригаде, то думал, что уж лучше бы косить. Теперь думаю лучше жить в бригаде, да ещё с чирьем на шее, чем маяться с зубами. Единственно, что огорчало наши думы, был слух о том, что нам придётся работать ещё и весь октябрь. Этот слух сделался вероятным, когда 18-го забрали в армию почти всех мужчин из колхоза. В нашей бригаде осталось только трое . "…Сентябрь. В обед теперь всегда кормят супом с белым хлебом". По сведениям из дневника в первые военные дни в колхозе детей кормили овощами, арбузами с ржаным хлебом, но молодость брала своё: "…. Весёлое настроение редко покидало нас. Мы всё время шутим, поём переделанные песни. Девчат, подбиравших за нами зерно, мы называли "скребалками", "заскрёбышами"," поскребышами", а Петьку = бычника (работавшего на быках) "шофёром". Количество съеденныхнами чашек супа мы называли "трудочашками". И даже развели фантазию, что в школе мы будем действовать ручками, как вилами и граблями " .
В дневнике прослеживается широкий круг деятельности подростка и его друзей: Евгений на протяжении нескольких лет серьёзно занимался созданием различных коллекций, ежедневно с товарищами совершал походы на природу (прил.2,3). Будучи в гостях у сестры в г. Свердловске, самостоятельно посетил несколько музеев. Как и многие дети в то время Евгений любил читать книги, часто посещал библиотеку, просиживая там часами. Для полноты описания многих событий и полученных от жизни впечатлений большинство записей в дневнике автор иллюстрировал рисунками и схемами, что также вызывает удивление и интерес у современного читателя.
Сегодня мы имеем возможность взять в руки и прочесть уникальные страницы дневника защитника Родины в годы Великой Отечественной войны. Благодаря матери Евгения, его родным, которые сохраняли дневник, передавая из семьи в семью. В дневнике Евгения Лаврентьева есть сведения о жизни на селе в 40-е годы по многим направлениям: интересы молодёжи, организация отдыха, школьная жизнь, культура,
история села и т.д.
Наша задача: сделать содержание дневника доступным для широкого круга читателей, После первого прочтения его, людьми разных поколений, стало ясно, что дневник заинтересует многих. Во время изучения личного документа были привлечены односельчане, сверстники автора дневника. Ветераны с теплотой и трепетом вчитывались в страницы изрядно потрепанного дневника, бережно перелистывая ветхие листочки, они вспоминали свою жизнь в годы войны и особенно оживлялись, прочитав о знакомых жителях села. Юные краеведы, познакомившись с дневником, отнеслась с пониманием разницы времени и интересов, отметив тесную связь подростков 40-х с природой и тяжёлую трудовую деятельность детей в годы войны. В кратких записях у автора дневника выражались постоянная жажда к знаниям и чувство долга перед семьёй в трудовых делах.
Совсем недавно племянник Евгения Лаврентьева Черепков Борис Андреевич - житель г. Екатеринбурга снова посетил с. Звериноголовское. Это Борис Андреевич побеспокоился о дальнейшей судьбе бесценных документов о своих погибших родственниках. Так получилось , что дальше передавать в этой семье эти реликвии стало не кому и он решил, что реликвии должны хранится там где родился, учился и от куда ушёл в вечность наш земляк Евгений Степанович Лаврентьев. Борис Андреевич снова пополнил новыми экспонатами наш музей среди них: исторический красочный сборник, изготовленный по заказу Черепкова, свидетельство об окончании церковно-приходской школы станицы Звериноголовской его матери Анны Степановны и фотография пятого класса , в котором учился Жена Лавреньев, несколько старых учебников, по которым учила Анна Степановна детей в Звериноголовской школе будучи учителем русского языка, литературы. Надо заметить , то что все пять сестёр Лаврентьевых , закончив Звериноголовскую школу некоторое время работали в ней учителями. Вот так дневник юного школьника позволил нам краеведам изучить жизнь большой семьи Лавреньевых. Педагог дополнительного образования
Корякова Анастасия, краевед объединения "Поиск" ДДиЮ Боровская Светлана.

Просмотров: 818 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Zaural Online
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Облако новостей